Классификация нематериальных активов, учитывающая задачи государственных программ цифровой экономики

Тип статьи:
Авторская

Романова Наталья Васильевна

к.э.н., доцент кафедры финансового контроля, анализа и аудита Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Горбунов Сергей Владимирович

резидент Института цифровой экономики и права

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы классификации нематериальных активов и их значение на этапе цифровизации экономики, что представляет интерес для инновационных промышленных организаций. Появление технологий блокчейн повлекло за собой изменение политики по отношению к контролю за результатами интеллектуальной деятельности. Эта проблема приобретает государственное значение в условиях внедрения в практику международных стандартов аудита, а также международного развития на пути инновационных технологий.

Ключевые слова: нематериальные активы, результаты интеллектуальной деятельности, интеллектуальная собственность, бухгалтерский учет, международные стандарты аудита, международное право, лицензионный договор, авторское право, технология блокчейн, большие данные.

Romanova Natalia Vasilyevna

Lecturer of the department of financial control, analysis and audit of the Russian Economic University n. G.V.

Gorbunov Sergey Vladimirovich

Resident Institute of Digital Economy and Law

Abstract. The article considers topical issues of classification of intangible assets and their significance at the stage of digitalization of the economy that is of interest to innovative industrial organizations. The advent of blockchain technology has resulted in a change of policy in relation to the control of intellectual property. This problem acquires a national importance in the context of the introduction into practice of international audit standards, as well as international development in the way of innovative technologies.

Keywords: intangible assets, intellectual property results, intellectual property, accounting, international audit standards, international law, license agreement, copyright, technology Blockchain, business intelligence, Big data.

Реализация государственных программ инновационного развития и цифровизации экономики имеет следствием увеличение в составе активов предприятий доли объектов, не имеющих вещественной формы и физических свойств. Внедрение цифровых информационно-коммуникационных технологий, создание высокотехнологичных производств, развитие и широкое внедрение технологий распределенного хранения данных (блокчейн), ориентирование предприятий на работу с большими объемами данных о потребителе (бигдата) неразрывно связаны с затратами долгосрочного периода на нематериальные активы: программные продукты и привилегии (права), базы данных, лицензии, ноу-хау, патенты.

Классификация нематериальных активов послужит информационной основой для формирования отчетности о показателях инновационной активности, позволит упростить анализ состава нематериальных активов организации и формирование калькуляции затрат на создание результатов интеллектуальной деятельности, даст возможность установить границы внутреннего контроля и выбрать для каждой группы нематериальных активов собственный набор контрольных процедур [7].

Учет критериев цифровой экономики при классификации нематериальных активов видится необходимым для целей объективности учета, анализа и контроля хозяйственной деятельности. Наличие классификации нематериальных активов на предприятии непосредственно является одним из элементов внутреннего контроля результатов интеллектуальной деятельности созданных инновационной промышленной организацией (таблица1).

Таблица 1

Классификация нематериальных активов, ориентированная на задачи государственных программ цифровизации экономики.

Нематериальные активы

По критериям экономического содержания:

По критериям юридического содержания:

По источнику возникновения:

По направлениям цифровизации экономики:


— использование в хозяйственной деятельности;

— погашение (перенос) стоимости;

— период полезного использования;

— вариант оценки;

— способ поступления;

— способ выбытия.

— способ обособления объектов;

— степень правовой защищенности;

— степень отчуждаемости.

— приобретенные нематериальные активы;

— созданные организацией;

— созданные неограниченным кругом участников (технологии распределенного реестра, блокчейн).

— большие данные;

— нейротехнологии и искусственный интеллект;

— системы распределенного реестра (блокчейн);

— квантовые технологии;

— промышленный интернет;

— компоненты робототехники и сенсорика;

— технологии беспроводной связи;

— технологии виртуальной и дополненной реальностей[3].

По мнению авторов, классификация нематериальных активов создает основу для понимания экономической и юридической природы явлений и нематериальных объектов, появляющихся вследствие развития информационных и цифровых технологий, а так же выработки подходов к формированию государственной политики и законодательной деятельности в сфере их регулирования и контроля.

Наиболее интересными из них для целей исследования являются явления и объекты, связанные с развитием технологий распределенного реестра (блокчейн), к свойствам которых можно отнести:

— распределенность — отсутствие центрального оператора (владельца), как следствие — отсутствие обособленного места физического хранения;

— «общественное творчество» — отсутствие индивидуального автора (установленной группы авторов);

— невозможность установления юрисдикции – нахождение блоков (сегментов) распределенного реестра одновременно на территориях различных государств, непризнанных территорий, состав которых невозможно установить в виду постоянного изменения формы и объема данных, возможное в будущем размещение блоков распределенного реестра на объектах, находящихся на околоземной орбите (космические аппараты, спутники), и других объектов вне Земли, как следствие – сложность применения к ним норм государственного и межгосударственного регулирования и контроля.

Не менее интересными для исследования являются программные комплексы и взаимоотношения, возникающие в процессе их создания и оборота, в рамках GNU General Public License (открытое лицензионное соглашение GNU) [9]. Процесс создания и распространения программных комплексов на условиях GNU GPL получил широкое распространение в последнее время, прежде всего, благодаря развитию и доступности информационных и цифровых технологий, а так же координированных действий энтузиастов развития информационного общества и подразумевает:

— свободу запуска программы с любой целью;

— свободу изучения того, как программа работает, и её модификации (предварительным условием для этого является доступ к исходному коду);

— свободу распространения копий как исходного, так и исполняемого кода;

— свободу улучшения программы и выпуска улучшений в публичный доступ (предварительным условием для этого является доступ к исходному коду).

Лицензионный договор GPL не допускает модификации под локальное законодательство и в нём не указаны территориальные ограничения. Поэтому такой договор не совместим с правовым режимом, установленным на территории России [10]. В то же время, международное право имеет примат перед российским для международных договоров и сделок, то есть для правообладателя — резидента России, действие договора под лицензией GPL будет распространяться только на территорию Российской Федерации (п. 3 ст. 1235 ГК РФ), а для иностранных субъектов он будет действовать в полную силу раздела VI ГК РФ «Международное частное право».

Программное обеспечение, распространяемое по лицензии GPL позволяет его использовать свободно (бесплатно), а так же свободно реформировать, что обуславливает существенные проблемы учета и контроля, установления авторства и так далее.

Нормативное регулирование цифровой экономики преследует целью организацию отдельных правовых институтов и устранение ключевых правовых ограничений, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики[3]. По мнению авторов, необходимым инструментарием для создания постоянно действующей системы внутреннего контроля в области регулирования цифровой экономики, предоставляется классификация нематериальных активов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 26.08.1996, N 35, с. 4137.
  2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р.
  3. Донцова, Л.В. Финансовое оздоровление и внутренний контроль в кризисных условиях: методология и практика / Донцова Л.В., Шарамко М.М., Галиуллина Г.Ф. М.: Русайнс. — 2017,. — 156с.
  4. Казакова Н.А. Оценка коммерческой значимости результатов интеллектуальной деятельности. Право интеллектуальной собственности. / Н.А. Казакова. – М.: Юрист. 2015. №1. С. 17-20.
  5. Пласкова Н.С., Полянская Т.А., Проданова Н.А. Совершенствование учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности / Н.С. Пласкова, Т.А. Полянская, Н.А. Проданова. – М.: «АУДИТОР», 2017. – 274 с.
  6. GNU General Public License/ Free Software Foundation. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/5486
  7. Брауде-Золотарев М., Гребнев Г., Протасов П., Ралько А., Сербина Е… Свободное программное обеспечение в организации. Сборник материалов / М. Брауде-Золотарев. — 3-е. — М.: «Интернет-Полиграфия» INFO-FOSS.RU, 22.09.2008. — 124 с.[Электронный ресурс].
  8. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы» «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» //Собрании законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 20 ст. 2901https://www.sbras.ru/files/news/docs/programma_tsifrovaya_ekonomika.pdf
  9. Романова Н.В. Совершенствование системы внутреннего контроля нематериальных активов в инновационных промышленных организациях / Н.В. Романова // Управленческий учет. – 2017. – № 1. – C. 69–76. – 0,5 п. л.
  10. Романова Н.В. Проблемы организации внутреннего контроля операций с нематериальными активами / Н.В. Романова // Сборник материалов по результатам VII Международного форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности». – М., 2015. – С. 26–31. – 0,4 п. л.
414
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!