Проблемы государственного регулирования цифровых финансовых активов

Тип статьи:
Авторская

Горбунов Сергей Владимирович

Президент Института цифровой экономики и права

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы государственного регулирования цифровых финансовых активов, проблемы исследования экономической и правовой природы процессов и явлений, появляющихся в связи с внедрением технологий распределенного реестра (блокчейн), создания и обращения криптовалют.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровые финансовые активы, блокчейн, распределенный реестр, криптовалюты, биткоин, ценные бумаги, смарт-контракт, электронные деньги, государственное регулирование, криптоактивы, Всемирная блокчейн-юрисдикция.

Gorbunov Sergey Vladimirovich

President of Institute of Digital Ecenomy and Law

Abstract: The article deals with topical issues of state regulation of digital financial assets, the problems of studying the economic and legal nature of processes and phenomena that arise in connection with the introduction of distributed register (blockchain) technologies, creation and circulation of crypto-currencies.

Keywords: digital economy, digital financial assets, blockchain, distributed ledger technology (DLT), crypto-currencies, bitcoin, token, smart contract, electronic money, state regulation, crypto assets, World Blockchain Jurisdiction (WBJ).

Достижения научно-технического прогресса в области информационных технологий обеспечили широкое внедрение технологий распределенного реестра (блокчейн) в различных отраслях хозяйствования и, прежде всего, в сфере финансовых технологий, организации электронных платежей и расчетов. Криптовалюты, первая и «главная» из которых – биткоин, появившаяся в 2009 году, получили активное развитие и распространение к 2017 году, достигнув пика капитализации, исчисляемой сотнями миллиардов долларов США [1]. Криптовалюты, в свою очередь, явились драйвером распространения и развития технологий распределенного реестра, обусловив отношение к технологии блокчейн, как к самостоятельному направлению цифровизации экономики [2].

Интерес к внедрению и широкому использованию цифровых финансовых активов обусловлен их уникальными свойствами, удобным инструментарием оперирования средствами и передачи стоимости, новациями, которые они привносят в привычные экономические отношения, к некоторым из них можно отнести:

— децентрализованность (например, у таких криптовалют, как биткоин) – отсутствие административного центра, осуществляющего эмиссию денежных знаков и устанавливющего их стоимость (криптовалютам свойственно рыночное ценообразование);

— прозрачный, программно обусловленный механизм эмиссии денежных знаков, токенов (цифровых финансовых активов);

— доступность и простота старта использования криптовалют, токенов, регистрации криптокошелька;

— относительно низкая стоимость транзакций, особенно, если рассматривать крупные платежи;

— скорость транзакций и возможность осуществления платежей круглосуточно;

— отсутствие посредников при осуществлении платежей – криптовалюта из криптокошелька плательщика попадает непосредственно к криптокошелек получателя;

— высокая защищенность и безопасность транзакций — для хранения ключей доступа к средствам используется криптография с разделением на открытые и закрытые ключи;

— интеграция с новейшими технологиями – смарт-контракты, мультиподписи и т.д.;

— возможность оперирования тысячными и миллионными долями денежных единиц;

— открытость технологии – программный код большинства цифровых финансовых активов доступен любому разработчику для изучения, что предоставляет возможность убедиться в исполнении программой исключительно заявленных функций;

— другие свойства и новации.

Цифровые финансовые активы, будучи укорененными в технологиях, своим развитием опередили процессы нормативного регулирования правоотношений, связанных с ними, равно как и подходы к изучению и пониманию их природы и свойств. Государства, международные финансовые и банковские институты оказались перед необходимостью признания существования «сферы криптоактивов», как явления, которое еще недавно игнорировалось. [3],[4].

Включившись в работу по определению своих позиций относительно цифровых активов, государства продемонстрировали самый широкий спектр реакций: от политики полного запрещения, попыток частичного регулирования, до полной легализации и программ поддержки развития криптовалют. При этом подходы к определению цифровых активов разнятся, отсутствует глубокое понимание их экономической и правовой природы, и, даже внедряя регулирование криптоактивов, государства не могут определить достаточный инструментарий и сформулировать методологию эффективного контроля за этой сферой.

Возвращаясь к вопросу изучения свойств цифровых финансовых активов, затронутому выше, отметим, что такое положение обусловлено, прежде всего, тем, что будучи укорененными в технологиях, криптоактивы на базе блокчейна не имеют границ и географической (административной) привязанности; будучи «прозрачными», не оставляют широких возможностей для идентификации держателей криптокошельков, плательщиков и выгодоприобретателей, а зачастую, и эмитентов цифровых финансовых активов; будучи распределенными, проявляют упругость по отношению к внешнему (деструктивному) техническому воздействию.

Учитывая изложенное, по мнению автора, наиболее эффективного регулирования и контроля криптоактивов можно достичь на глобальном (наднациональном) уровне, одновременно обеспечив общие подходы к определению цифровых финансовых активов в разных государствах, а так же баланс интересов всех участников процесса и условия для гармоничного развития технологий, путем ратификации международной конвенции. Одной из возможных форм такого наднационального регулирования может послужить Всемирная блокчейн-юрисдикция (WBJ) [5].

Правовое регулирование цифровых финансовых активов на национальном уровне обусловлено необходимостью определения их правового положения, признания статуса объекта имущественных гражданских правоотношений, регулирования связанных с цифровыми финансовыми активами процессов, правовой защиты интересов инвесторов.

Одним из предложений по урегулированию правового положения цифровых финансовых активов в Российской Федерации является проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах», разработанный Министерством финансов России [6].

Проектом закона предлагается определить цифровые финансовые активы, как имущество в электронной форме, созданное с использованием шифровальных (криптографических) средств. Права собственности на данное имущество удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. Цифровые финансовые активы предлагается не признавать законным средством платежа на территории Российской Федерации.

К цифровым финансовым активам предлагается отнести:

— Криптовалюта — вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами ведения реестра цифровых транзакций.

— Токен — вид цифрового финансового актива, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — эмитент) с целью привлечения финансирования и учитывается в реестре цифровых записей.

По мнению автора, основные проблемы при попытках регулирования цифровых финансовых активов на национальном уровне, как в Российской Федерации, так и в других государствах, лежат в плоскости глубокого понимания экономической и правовой природы таких активов и различия между реально существующими финансовыми активами, но находящимися в обращении с использованием информационных, программно-технических, цифровых и криптографических средств и цифровыми финансовыми активами, не существующими физически. Данные категории, имея внешние формальные сходства, абсолютно разнятся по своим свойствам и попытки применения к ним общих правил, регулирования и контроля будут бесперспективными.

Кроме того, целесообразным будет дифференцированный подход к регулированию различных видов цифровых финансовых активов. Так, децентрализованные криптовалюты (такие, например, как биткоин), не имеющие центрального эмитента и цифровые токены, выпущенные эмитентом из реального сектора экономики, обозначающие право их держателя на получение имущества или услуг, представляют собой абсолютно разные активы с различными свойствами, порядком обращения, обеспеченностью и правовыми последствиями сделок в отношении них.

Следует так же отметить, что в приведенном выше проекте Федерального закона, его авторами за границами регулирования оставлены такие категории, как цифровые токены, эмитентами которых выступают иностранные юридические лица, граждане, а так же цифровые финансовые активы, создаваемые автоматически интеллектуальными системами, и так далее.

Таким образом, в вопросе государственного регулирования цифровых финансовых активов важная роль должна быть отведена их классификации, а недостаток разработок в этой области препятствует эффективному нормотворчеству.

Классификация цифровых финансовых активовпредлагается в работе «Подходы к классификации и изучению природы цифровых финансовых активов» [7]. Институт цифровой экономики и права продолжает исследования в области природы цифровых финансовых активов, изучения их свойств и классификации [8].

Список литературы:

  1. Ястребова С., Стулов М. «Капитализация рынка криптовалют превысила $500 млрд» [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/12/13/745186-kapitalizatsiya-kriptovalyut
  2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/28653/
  3. И.Каплан «Глава Международного валютного фонда Кристин Лагард рассказала о госрегулировании криптовалют» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vm.ru/news/461166.html
  4. «BIS: мировым ЦБ пора присмотреться к криптовалютам» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/91117
  5. Горбунов С.В. «Концепция Всемирной блокчейн-юрисдикцции. World blockchain Jurisdiction WBJ.» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://telegra.ph/KONCEPCIYA-WBJ-02-28
  6. Проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах» № 02/04/01-18/00077904 от 30.01.2018г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://regulation.gov.ru/projects#npa=77904
  7. Романова Н.В., Горбунов С.В. «Классификация нематериальных активов, учитывающая задачи государственных программ цифровой экономики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--h1aav0a9a.xn--p1ai/articles/17-klassifikacija-nematerialnyh-aktivov-uchityvayuschaja-zadachi-gosudarstvennyh-programm-cifrovoi-e.html
  8. WEB-сайт Института цифровой экономики и права [Электронный рессурс]. Режим доступа: www.ицэип.рф, www.ideal.today
549
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!